Л Е Т О — 2014 Г О Д А
Лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе школ Карагинского муниципального района. В нем отдыхают обучающиеся от 7 до 15 лет.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
В Карагинском муниципальном районе организовано 4 лагеря дневного пребывания детей, на базе образовательных учреждений, с общим охватом 235 учащихся – это на 37 детей больше в сравнении с прошлым годом.
Все лагеря дневного пребывания укомплектованы педагогическими, медицинскими и прочими кадрами.
Всего отдохнувших детей в 1 смену |
Детские лагеря дневного пребывания |
Профильные лагеря |
Трудовые бригады |
|||
Количество лагерей |
Количество детей |
Количество лагерей |
Количество детей |
Количество бригад |
Количество детей |
|
2013г. |
3 |
198 |
– |
– |
3 |
28 |
2014г. |
4 |
235 |
– |
– |
4 |
22 |
Особое внимание по организации отдыха, оздоровления и занятости уделяется детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также малообеспеченным семьям.
В рамках проведения оздоровительной кампании 2014 года Министерством социального развития и труда Камчатского края предоставлены 11 путевок детям из категории малоимущих, проживающим в Карагинском муниципальном районе. 180 детей данной категории посещают пришкольные дневные лагеря. Из 32 детей-сирот — 9 посещают пришкольный детский лагерь, 4 из них входят в состав трудовой бригады.
10 детей — сирот улетели в отпуск.
Воспитанники всех дневных лагерей Карагинского муниципального района застрахованы от несчастных случаев и болезней:
-В МБОУ «Карагинская основная общеобразовательная школа» — договор №Л210-140401400 от 23.05.2014г. с ОАО «Альянс». Размер страховой премии 1003 рубля 32 коп.
-В МБОУ «Оссорская средняя общеобразовательная школа» — договор № 5002703375 ООО «СК „РГС –Жизнь“.Общая страховая премия по договору страхования составляет 28 702,62 коп.
-В МБОУ «Ивашкинская средняя общеобразовательная школа» — договор с ОАО СК «Альянс» №Л210-140401658 от 28.05.2014г. Страховая премия по договору страхования составляет 4 968,00 коп, на одного ребёнка 124,20 коп.
-В МБОУ «Тымлатская средняя общеобразовательная школа» — договор № Л210140454058 от 20.06.2014г. с ОАО «Альянс». Размер страховой премии составляет 3 000,00 на одного ребёнка 100 руб.
В целях комплексной безопасности детей и подростков во время их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления все учебные заведения разработали нормативные документы, провели профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период:
Инструктажи
– Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний».
– Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию», «Как беречь глаза?»;
– Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;
– Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»
Оздоровительная кампании 2014 года охвачена различными формами деятельности дневных лагерей по следующим направлениям:
Мероприятия на развитие творческого мышления:
- Загадки, кроссворды, ребусы,
- викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»,
- конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу»,
- конкурс – игра «Весёлые минутки»,
- конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»,
- конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь»,
- интеллектуальная игра «Разноцветная капель»,
- конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;
- Итоговая выставка поделок, рисунков.
Экологическое направление
Экологическое направление является центральным направлением и реализуется совместно с другими направлениями работы лагерной смены. Это работа является продолжением воспитательной работы школы.
Задачи экологической деятельности:
- воспитать бережное отношение к природе
- повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,
- уровень экологической культуры детей.
Основные формы работы:
- Экологический десант
- Операция» Тропинка»
- «Экологическое ассорти»
- «Зеленый патруль»
- Участие в экологических акциях
Физкультурно–оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка)
- Спортивная игры на спортивной площадке.
- Подвижные игры на свежем воздухе (Игры — вертушки «Тропа доверия, „Тропа ужасов“, «Захват территории»)
- Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)
- Тематический день «Олимпиада – 2014»
- Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, — создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
- Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
- Пробуждать в детях чувство прекрасного;
- Формировать навыки культурного поведения и общения;
- Прививать детям эстетический вкус.
- В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
- Основные формы проведения:
- Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый»
- Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»
Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
- Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…», «Мы против детского труда»)
- Конкурсные программы ( «Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)
- Творческие конкурсы ( «Знакомьтесь – это мы!»)
- Игровые творческие программы
- Концерты ( «Звездопад»)
- Творческие игры ( «День рекордов»)
- Выставки.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
- Бытовой самообслуживающий труд;
- Общественно значимый труд. (уборка прилегающей территории)
- Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уборку постели, уход за одеждой и обувью, создания уюта.
- Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории. Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках, клубах, в которых они занимаются.
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
- Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
- формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
- формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
- возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных
путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
- Марафон сказок.
- День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
- Беседа «Символика Российской Федерации»
- Игра «Зарничка»
В пришкольных лагерях, в кружках технической направленности задействованы 24 ребёнка; естественнонаучной направленности – 17 детей; физкультурно – спортивной работой охвачены -142 ребёнка; художественное направление – 69 воспитанников; туристско – краеведческая работа проводится с 10 воспитанниками.
Лето — это период когда дети и подростки не только находятся на каникулах, но и приобретают положительный социальный опыт, формируют коммуникативные и трудовые навыки, всесторонне развиваются и оздоравливаются.
Руководитель управления образования
Татьяна Рубанова