«Маклал’у»
8 дней снежного безмолвия тундры, суровый мороз, пронзающий ветер, колючий снег и теплые встречи в селах Карага, Ивашка, Тымлат и Оссора. В Карагинском районе в 11-й раз прошла традиционная гонка на собачьих упряжках «Маклал’у» (в переводе с корякского «гонщики», «путники»). Все каюры достойно выдержали испытание на выносливость, преодолев дистанцию в 250 километров.
— Гонковать мы начали еще в 80 годах, — рассказывает один из создателей гонки Виктор Бочериков. — В те годы во время зимнего подледного промысла наваги, рыбу с бухты на берег вывозили на собаках, поэтому обязательным условием устройства на работу на этот период, было наличие упряжки. А после промысла мы гонковали. Сначала на небольшие расстояния, а в 1999 году провели первую гонку уже официально.
Начинали с дистанции в 20 километров: из Караги по бухте на пункт Дорожный и обратно. Тогда в ней стартовало 9 упряжек. С каждым годом, количество участников росло, и число километров в дистанции увеличивалось… Из спортивного мероприятия гонка постепенно превращалась в национальный праздник, который захватывал все больше поселков Карагинского района. «Маклал’у» стал мостом, соединяющим поколения, по которому проходит передача традиций, культуры, истории. Символ гонки – кутх на собачьей упряжке, прародитель корякского народа. По словам Радмира Байрамкулова, который в 14 лет придумал эмблему гонке, кутх символизирует связь поколений, уважение традиций.
За 11 лет гонка и правда обросла традициями – всегда проводится в конце февраля, так повелось с самых первых дней. Все участники обязательно должны быть в национальной одежде. Мастерицы шьют гонщикам малахаи, торбаза, камлейки, чтобы в пути было не только красиво, но и очень надежно в любую погоду. И всегда «Маклал’у» проходит на растущую луну. Для коренных малочисленных народов севера – на эту фазу луны проводятся все значимые мероприятия: хололо, праздник первой рыбы и другие. Молодая луна приносит удачу, достаток.
Сегодня дистанция гонки немногим более 250 километров. Проходит в 6 этапов, самый длинный этап – Карага –Тымлат – 55 километров.
В этом году сначала заявилось на участие 12 упряжек, но перед самым стартом Рита Байшуахова, постоянная участница «Маклал’у», уехала готовиться к более тяжелой трассе – Берингии. Не смог выйти на старт Валентин Печерский, один из старейших участников гонки. Кого-то подвело здоровье, и медкомиссия, обязательная перед стартом, не допустила к гонке.
19 февраля гонка стартовала в селе Карага
Карага – национальное село и считается центром ездового собаководства. Отсюда родом постоянный участник «Маклал’у» и «Беринги» Андрей Притчин, каюры: Сергей Ласточкин, Владимир Перевертун, Олег Ворона. Но в этом году Карага выставила только двух каюров – Сергея Ласточкина и Андрея Притчина.
А вот тымлатские гонщики в последнее время стали участвовать активнее в гонке. В этом году было выставлено четыре упряжки: Владимир Апки, Евгений Кутынкавав, Геннадий Вагальнав, Владимир Кутынкавав, три последних впервые принимают участие в соревновании.
Два участника из Оссоры: самый опытный каюр Борис Чечулин и самый молодой участник, 11 летний Кирилл Салахов.
«Гонкуем по-честному», — призвал на жеребьевке к дисциплине главный судья гонки Виктор Бочериков. По положению соревнования в упряжке допускается не больше десяти собак, за жестокое отношение с собаками, неуважительное отношение к другим участникам гонки, применяются штрафные санкции вплоть до удаления с гонки.
Участники приготовили собак к гонке и был дан старт. Первая упряжка сорвалась со стартовой линии и умчалась в сторону бухты, быстро растаяв на горизонте. С промежутком в 3 минуты все упряжки встали на трассу.
Первый этап Карага – Макарьевск – 30 километров.
Раньше Макарьевск был рыбацким поселоком, работал перерабатывающий завод, жизнь била ключом. Сегодня здесь несколько охотничьих будок, разбросанных по берегу и руины домов, с торчащими кусками арматуры – безмолвный памятник прошлому.
Собаки обычно легко проходили первый этап, а в этот раз потеплело, и снег стал рыхлым. И хотя снегоходы укатывали трассу, собаки все равно вязнут в снегу. Первый гонщик – Андрей Притчин пришел в Макарьевск за 2 часа 24 минуты, последний – Вагальнав Геннадий на час позже – 3 часа 34 минуты.
Первая стоянка. Привязав собак, каюр обязательно осмотрит каждую — почистит лапы, вытащит набившиеся комья льда. Покормит мороженной рыбой и нерпичьим жиром, и только после этого – сам сядет чаевать. Каюры в пути едят очень мало, но вот чай – это больше чем просто утоление жажды. Чаевка – это разговоры о предстоящем пути, о доме. Тем более дорога предстоит сложная – на улице начинает сыпать мелкий снег, трасса становится еще более рыхлой и собакам по ней гораздо сложнее бежать, чем по морозному насту.
20 февраля
Утром в путь. Собак немного подкармливают и проверяют упряжь.
Тундра оглашается пронзительным визгом, подвыванием, собаки в нетерпении рвутся в путь… Говорят, что в жилах многих ездовых собак течет волчья кровь и поэтому они не умеют лаять — они воют.
Впереди Ивашка – 50 километров. Потихонечку сыпет снежная крупа, столбик термометра ползет вверх – плохой предвестник. Значит, ожидать пурги. В прошлом году в Ивашке гонщики задержались из-за непогоды на три дня. Какое испытание нам готовится в этом году?
Ивашка – рыбацкий поселок. От Оссоры, административного центра Карагинского района находится в 100 километрах. Автомобильной дороги сюда нет. Летом на катере по морю, зимой по тундре на снегоходе. Вертолеты здесь бывают нечасто – только когда местные коммерсанты завозят продукты. Давным-давно некоторые жители тоже держали собачьи упряжки. А сейчас у каждого третьего ивашкинца есть снегоход и упряжки для села — большая редкость.
«Маклал’у» уже третий год в Ивашке, и всегда жители села встречают гонщиков как самых дорогих гостей. Для ивашкинцев «Маклал’у» – это яркий праздник. Здесь очень мало коренных народностей Севера, и приезд каюров в национальной одежде в сопровождении корякского ансамбля «Агья» — это настоящий подарок. Раньше в Ивашке был даже свой музей, где хранились уникальные экспонаты, но потом музей сгорел, и ничего не осталось. С прошлого года вместе с «Маклал’у» в село приезжает Карагинский краеведческий музей. В тот раз директор музея Светлана Тортумашева привозила на выставку национальную одежду, предметы быта. В этом году ремесленные изделия – орудия труда, а также лодки, нарты. И каждый раз в музее бывают многие жители села – от мала до велика, которые с неподдельным интересом рассматривают предметы обихода коренных народностей. Ивашкинцы даже извлекают из семейных архивов национальные и родовые реликвии: сумки сделанные из кожи оленя, с традиционным орнаментом, вышивкой, наконечники стрел, награды и приносят в музей – пусть это станет достоянием истории родного района.
Каждого каюра встречают хлебом солью. Артисты «Агьи», обязательно прикоснувшись к гонщику рукой, под звуки бубна провожают до костра, где путники проходят обряд очищения – обязательно какую-нибудь ниточку, веточку или соринку нужно снять с одежды и бросить в костер – с ней сгорает все злое, что было в пути.
Разница во времени между упряжками на этом этапе значительно увеличивается: первая упряжка прошла дистанцию за 4 часа 35 минут, последняя за 7 часов. Собакам идти все сложнее – у многих лапы сбиты в кровь.
Вечером на концерте ансамбля «Агья» под зажигательные ритмы бубна и великолепные номера танцует все село. Артисты в разгар танца даже порвали бубен – такой был накал страстей.
21 февраля
…Утром пурга разыгралась нешуточная. Колючий снег, пронзающий ветер, видимость нулевая. Сегодня гонщики на трассу не выйдут. Возле завода ООО «Восточный берег», где «припаркованы» все упряжки, от сильного ветра деревья клонит к низу. В любую погоду каюры кормят собак два раза в день – утром и вечером. Собаки, завидев каюров, отряхиваются от снега. Хозяин обязательно проверит каждую труженицу, приласкает. Проводив хозяина, собаки снова зарываются в снег, и засыпают — ездовые псы живут на улице, какой бы суровой не была погода.
22 февраля
Непогода бушевала два дня. Радушные жители села угощали нас свежайшей корюшкой, кормили путников пирогами, пекли вкусный хлеб.
23 февраля
На третий день ветер постепенно утихает, небо проясняется, прекращается снег. Оргкомитет принимает решение идти дальше – назад на Макарьевск. На старте Ивашка провожала нас, напутствуя добрыми словами на дорогу. Здесь мы оставляем одного участника – Ласточкина Сергея. Его собаки сильно сбили лапы, и продолжать соревнования не могут. Обидно, но ничего не поделаешь…
Погода оказалась обманчива – едва мы прошли 20 километров, снова крупными хлопьями повалил снег, поднялся ветер. Тундра превратилось в белое-белое, бескрайнее море, по которой караваном плыли упряжки. Мгновениями, когда ветер становился сильнее и не было видно, даже впереди идущего, казалось что находишься в бесконечном пространстве, где нет ни тундры, ни неба, ни горизонта. Лишь в завывании ветра слышатся причудливые звуки – то ли песня каюра, то ли вой собак…
Снегоходчики отмечают трассу, втыкая ветки кедрача в снег, потому что основная часть оставшегося пути будет проходить по лиманам, и ориентиров из-за плохой видимости нет.
В 8 километрах от «Макарьевска» группа сопровождения гонки собрала все упряжки, но один каюр Владимир Кутынкавав не смог добраться до основной группы. Спасатель Валерий Салахов и главный судья Виктор Бочериков отправляются на поиски пропавшего каюра. Но следы от снегоходов и собачьих упряжек заметает моментально, видимость минимальная, поиск результатов не дал. Остальные группа упряжек отправляется до Макарьевска. Снегоходы встали в ряд и стали набивать трассу, чтобы собакам было немного проще бежать. Но это не облегчило испытание – собаки утопают в снегу и идут очень медленно и тяжело. Но практически не останавливаясь. В Макарьевске остаемся на ночевку. Утром, когда каюры вышли кормить собак, то нашли лишь сугробы, и только по вырывавшемуся из-под снега пару от дыхания можно определить местонахождение собак.
24 февраля
Пропавшего Владимира Кутынкавава обнаружили утром в 15 километрах от Макарьевска. Опытный оленевод, проработавший в табуне, побывавший в еще более тяжелых условиях, не испугался пурги. Когда понял, что заблудился, и не видит никаких ориентиров для правильной дороги, решил остановиться. Закутался в кукуль – специальный меховой мешок и до утра пережидал пургу. Утром, когда непогода стихла, упряжка направилась дальше. Обнаруживших каюра спасателей поразило то спокойствие, с которым он их встретил, только попросил поскорее выпить чаю.
Погода утихала, но по пухлому, глубокому снегу собаки не пойдут. Снова снегоходы встают на пробивку трассы. «Маклал’у» преодолевает еще один участок: Макарьевск-Карага.
25 февраля
Карага — Тымлат: самый длинный участок в 55 километров. Погода шепчет: морозное солнце. Снег искрится и слепит глаза. Собаки, соскучившиеся по хорошему насту, рвутся в путь. Особенно нетерпеливые тымлатские упряжки. Это вполне понятно – они бегут домой. Проносятся мимо рыбаков, расположившихся на Оссорской бухте. А снегоходы с груженными нартами вязнут в образовавшихся после пурги наледях.
Тымлат — национальное село. Более 90% жителей – коряки. Большое значение для жителей села Тымлат имеет тот факт, что четыре каюра из восьми — их земляки, потомственные преемники национальной культуры. Но еще больше их радует то, что первым на родной земле финиширует Женя Кутынкавав. Дебютант из Тымлата прошел из Караги за 4 часа 44 минуты. На 20 минут опередив на этом этапе Андрея Притчина. Вторым в родное село пришел Владимир Апки, обогнав на минуту упряжку Притчина. Интрига соревнования растет — неужели лидер гонки сменится? Неужели в гонке победят тымлатчане и докажут, что здесь тоже развивается ездовое собаководство?
Односельчане встречают финалиста радостно, каждый старается потрогать, обнять победителя. Христофор Танвилин подходит к Евгению и на корякском языке они обсуждают, как проходит гонка, сложности трассы. Христофор Петрович один из легендарных людей Карагинского района. Старейший оленевод, долгие годы жизни провел в табуне. Всегда держал собак, иногда участвовал в гонках. Сейчас он наставник многих каюров, и свои знания с удовольствием передает детям, внукам, односельчанам. Обучает их, как правильно воспитывать собак. Ведь каюр управляет собаками только словами и остолом (оштолом), специальной палкой для торможения нарты. Каюр должен хорошо знать норов каждой собаки, должен определить передовика, уметь подобрать упряжку так, что все собаки были единым целым. Эти тонкости хорошо знает Танвилин, который не раз попадал в сложные ситуации, когда работал в табуне.
Андрей Притчин приходит на финиш третьим.
В ожидании упряжек не прекращается выступление артистов национального ансамбля «Нунун», которые радуют зрителей великолепным горловым пением и этническими танцами.
Кирилл Салахов приходит на финиш шестым, его тут же облепляет тымлатская ребятня, с легкой завистью смотрят на этого молодого, но уже опытного каюра. Ведь им тоже это по плечу, нужно только решиться.
Особым гостем для тымлатчан стал участник гонки Борис Чечулин, человек с богатейшим каюрским стажем, настоящий знаток тундры, хранитель обычаев и традиций коренных жителей. Родовая община «Нинвит» сделала самому старшему участнику гонки очень ценный подарок – выделанную шкуру белого оленя.
Вечером тымлатские мальчишки и девчонки показали свой концерт, неожиданно поразив всех пластикой движений и чувством музыки. Удивительно, что в этом далеком от многих новшеств селе, дети жадные до любых знаний, схватывают все буквально на лету. Вот и сейчас
– На следующий год берем вас в Ивашку. Там такого еще не видели. Поедете?
— С радостью!
26 февраля
Морозным утром на последнем этапе Тымлат — Оссора несмотря на ранний старт и мороз за 30 градусов, в древних традициях корякской культуры старейшие жители села провожали каюров в дорогу, сопровождая свои напутствия на добрую дорогу этническими напевами. Впереди — последние 36 километров.
Традиционная гонка на собачьих упряжках“Маклалу» финишировала в поселке Оссора — Карагинском районнном центре.
В центре Оссоры был установлен чум, где участники и зрители могли почаевать, и согреться у костра. Каждого каюра артисты национального ансамбля «Агья» встречали бубнами, совершая обряд очищения. По итогам общего зачета победителем стал Андрей Притчин из села Карага, который прошел 250 километров за 22 часа. Ему вручили кубок главы района, денежный приз и главный приз гонки – ноутбук. Вторым на финиш пришел Евгений Кутынкавав из села Тымлат, третье призовое место занял его земляк Владимир Апки. Самый старший участник гонки Борис Чечулин стал четвертым финалистом. Открытием Маклалу в этом году стал результат самого молодого каюра Кирилла Салахова, которому 11 лет. Он пришел на финиш пятым. Шестое место занял Геннадий Вагальнав, дебютант из Тымлата. И седьмое место у Владимира Кутынкавава, который тоже впервые принимал участие в соревновании. Всех каюров за вклад в развитие национальной культуры наградили часами от Законодательного собрания и благодарственными письмами.
Сохраняя традиции, создаем будущее
… Маклалу прошла 11-й раз по старой почтовой дороге, сохраняя традиции коренных народов Карагинского района. И сегодня уже началась подготовка к следующей гонке. В оргкомитете разрабатывают новую трассу, которая пройдет с самого севера района до юга. Путники побывают в Ильпыре, в селах давно закрытых официально, но по-прежнему существующих в сердцах многих аборигенов, которые родились в Кичиге, Анапке, Красном.
— Основная цель нашей гонки – сохранение национальных традиций. Нельзя прерывать эту связь поколений, времен. И пусть на официальной карте этих сел давно уже нет, в карте Маклалу они будут! Это история Карагинского района, которой мы гордимся, – говорит Виктор Бочериков.
Отрадно, что сегодня все больше людей поддерживают гонку «Маклалу». Многие руководители рыбопромышленных предприятий района понимают историческое значение гонки для района и на протяжении долгих лет являются не только постоянным спонсорами гонки, но и единомышленниками. Это ООО «Восточный берег», ОАО «Колхоз имени Бекерева», ООО «Начичинское», ООО «Корякморепродукт», ООО «Асуас», ООО «Северо-восточная компания». Без их участия гонка не состоялась бы. Отдельная благодарность депутату законодательного собрания Камчатского края Андрею Гермаш, кроме значительной спонсорской помощи в организации гонки, от его имени каждому каюру, в музей, администрации были подарены фотоальбомы, в которых запечатлены все каюры гонки, а также лучшие моменты Маклалу.
Послесловие.
“ Эта книга посвящается тем неизвестным каюрам, которые на протяжении многих веков своим каждодневным трудом прокладывали пути в снежном безмолвии камчатских тундр и трактов», – такими словами начинается книга «Собаководство на Камчатке». С пожеланиями успехов каждому каюру ее подарил Александр Печень, руководитель гонки «Берингия». Имена каюров восточного побережья Камчатки в летописи северного собаководства уже есть. И то, что в этом году Карагинский район выставляет на Берингию шесть упряжек – отличное тому подтверждение.