ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАМЧАТСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА
Правовые особенности проведения проверок в отношении резидентов ТОСЭР
Частью 4.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) установлено, что особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением видов государственного контроля (надзора), указанных в части 3.1 настоящей статьи, на территории опережающего социально-экономического развития устанавливаются Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Закон 473-ФЗ) устанавливает особенности проведения государственного и муниципального контроля на территориях опережающего социально- экономического развития (далее — ТОСЭР). Проверки должны проводиться в соответствии с требованиями, установленными ст. 24 Закона № 473-ФЗ, при этом внеплановые проверки проводятся только по согласованию с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее — Минвостокразвития России) в установленном им порядке.
В силу п. 4, 5 Порядка согласования проведения внеплановых проверок органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в отношении резидентов территорий опережающего социально- экономического развития, утвержденного приказом Минвостокразвития России от 02.04.2015 № 43, в целях согласования проведения внеплановой проверки орган контроля в день подписания распоряжения о проведении внеплановой проверки резидента представляет или направляет в Минвостокразвития России копию распоряжения о проведении проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения. По результатам рассмотрения поступивших от органа контроля документов, Минвостокразвития России принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании ее проведения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок согласования органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля с уполномоченным органом проведение всех без исключений проверок в отношении резидентов ТОСЭР.
Постановлением Правительства РФ от 22.10.2015 № 1132 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля» утверждены Правила проведения совместных плановых проверок резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее — Правила).
Указанные Правила проведения проверок значительно ограничивают органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля в проведении таких проверок.
Так, органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля, участвующие в совместной плановой проверке, проводят проверку резидента территории опережающего социально-экономического развития в пределах своей компетенции в соответствии с порядком организации и осуществления государственного контроля (надзора) и (или) муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности.
Органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля, планирующие проведение проверок в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития, в срок до 1 июля года, предшествующего году проведения проверок, направляют для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области создания территорий опережающего социально- экономического развития на территории федерального округа, территориях федеральных округов (далее — уполномоченный орган), проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в виде документа на электронном носителе, подписанного руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Утвержденные планы проведения указанных проверок органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля должны направить в уполномоченный орган в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.
Особый правовой режим ТОСЭР включает в себя, в том числе, и особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, закрепленные гл. 6 Закона № 473-ФЗ.
Так, п. 2 ст. 22 Закона № 473-ФЗ определяет, что полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов контроля за уплатой страховых взносов на ТОСЭР могут осуществляться специально созданными, в том числе на ТОСЭР, подразделениями федеральных органов исполнительной власти, подразделениями органов контроля за уплатой страховых взносов.
Помимо контроля за уплатой страховых взносов, к сфере финансового контроля относится также контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, который также может осуществляться специально созданными органами, действующими на ТОР.
При этом налоговые органы осуществляют, соответственно, налоговый контроль на ТОСЭР в соответствии с Налоговым кодексом РФ, но обязаны уведомлять уполномоченный Минвостокразвития России о выявленных нарушениях (п. 10 ст. 24 Закона № 473-ФЗ).
За проведение проверки резидентов ТОСЭР должностными лицами государственного контроля (надзора) и (или) муниципального контроля, неуполномоченными на проведение таких проверок, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.1 КоАП РФ (самоуправство).
Помощник прокурора Александра Петрова